МЕНЮ

Личный бренд дизайнера

Как дизайнеру на фрилансе построить свой личный бренд?

На своем примере расскажу наиболее важные этапы на этом непростом пути.


Как перейти на фриланс, с чего начать, как искать клиентов, как организовать свое время? Все это я проходил сам и в сжатой форме расскажу читателем в этой статье.

Я занимаюсь графическим печатным дизайном, брендингом, упаковкой и иллюстрациями. На этом примере и расскажу о своем опыте. Этот опыт может быть полезен и другим творческим профессиям. Если вы планируете создать свой личный бренд и перейти на фриланс, то статья в любом случае будет интересна.


Статья написана по итогам моей лекции в «Британской высшей школе дизайна» по теме: «Фриланс. Творчество в свободном режиме».

Что дает построение личного бренда?


Начать хотелось бы с того, чтобы определить, а что вообще дает фриланс и зачем дизайнеру создавать свой личный бренд?


Для меня на этот вопрос есть очевидный ответ: «Фриланс и личный бренд дают новые степени свободы». Какие именно? Разберем этот тезис подробнее.


Личный бренд - это новые степени свободы:

  • В творчестве
  • В передвижении
  • Во времени

Рассмотрим более подробно, какие новые степени свободы мы получаем создавая свой личный бренд при переходе на фриланс.

  • Рабочее место. Можно самостоятельно определить, где именно будет твое рабочее место, как его обустроить и организовать.
  • Доход. Можно самостоятельно определить требуемый доход. Работать больше если есть потребность в деньгах или наоборот разгрузить себя для отдыха.
  • Дорога. На работу не нужно ехать.
  • Нет начальника. Точнее теперь это ты сам.
  • Время работы. Можно самостоятельно определить комфортное время для работы и отдыха.
  • Выбор проекта. Всегда есть возможность отказаться от проекта если он не нравиться по каким-либо субъективным или объективным причинам.
  • Нет зависимости от одного работодателя и одной зарплаты, теперь их несколько.
  • Передвижение. Теперь можно уехать в другой город или даже страну, при этом оставаясь на связи с клиентами и продолжая рабочую деятельность.

Это новые степени свободы, которых нет при работе в компании. Но это и новые степени ответственности. Хорошо это или плохо - каждый решит для себя.

Как сделать переход к созданию личного бренда дизайнеру?


Начать, в любом случае, лучше с учебы. Курсы, тренинги, классическое образование - это каждый решит для себя. Но основная база знаний должна быть получена, иначе получить заказы будет невозможно.


Первый вариант перехода.

Учеба - Создание личного бренда.

Этот вариант считаю более сложный, так как после учебы вы не получаете практического опыта и сразу погружаетесь в работу с клиентами. По ходу будете набивать шишки и учится. Учеба дает знания, но не опыт. Так что опыт придется получать сразу в процессе реальной работы, и тут скорее всего, будут сложности с пониманием клиентов, рабочих процессов, времени, бюджетов и тп.


Второй вариант перехода.

Учеба - Работа в компании (или стажировка) - Переход к личному бренду.

Я прошел именно этот пусть. После учебы я работал 6 лет в дизайн студиях и рекламных агентствах города Москвы. Именно в этот период получил огромный опыт, понимание всех рабочих процессов, связи, портфолио. Дальше перешел к работе на себя, вышел на фриланс и начал строить личный бренд. Считаю переход более качественным и рекомендую придерживаться такого подхода.

Как стать востребованным при построении личного бренда?


Это большой раздел, который я разобью на несколько подразделов. Начну с наиболее важного раздела для дизайнера - это портфолио.


Портфолио.


Важно определить свою специализацию, стать в ней экспертом, сформировать портфолио. Не стоит хвататься сразу за несколько направлений, а лучше сосредоточится на одном или двух, и именно эти работы показать в портфолио.

Если вы только закончили учебу, то в портфолио можно показать работы созданные в ходе обучения, участия в конкурсах, или самостоятельно создать проект и разместить его в портфолио. Со временем портфолио должно пополняться реальными проектами, которые созданы по заказам разных клиентов.

Если вы придете устраиваться на работу в дизайн студию, то будет достаточно с десяток хороших работ в портфолио, чтобы вас взяли на работу. Но при создании личного бренда вам потребуется показать значительно больше работ, чтобы привлечь значительно больше клиентов. Портфолио фрилансера должно быть разнообразно в рамках специализации. Нужно показать работу среднего и высокого уровня исключив совсем слабые работы.

Важно показать, что вы можете решать совершенно разные задачи, работать в разном стиле и подстраиваться под задачи разных клиентов. Иногда, я даже имел два сайта с разными портфолио, так как занимался дизайном упаковки и иллюстрациями. Это потребовало создания двух разных сайтов для привлечения разных клиентов. А кто то даже придумывает себе второй псевдоним, чтобы создать второе портфолио в другом стиле или в другой специализации. При создании портфолио важно быть находчивым и максимально расширять список своих работ, но оставаться экспертом в выбранной области.



Поиск клиентов.


Важно знать - клиенты не придут сами! В первые месяцы перехода на фриланс, большую часть дня я тратил не на работу, а на поиски клиентов.

Сначала будет сложно, но по мере формирования своей клиентской базы вы будите меньше искать клиентов и больше выполнять непосредственно свою работу. Важно понять, что клиентов нужно будет искать всегда, теперь это часть работы.


На первом этапе я пользовался всеми доступными способами и дальше определял наиболее эффективные для себя. Ниже перечислю основные способы привлечения клиентов:


  • Личные контакты. Если вы перешли на фриланс после работы в дизайн студии или другой компании, то есть шанс, что к вам обратятся ваши бывшие коллеги или клиенты, в моем случае это было именно так.
  • Важно размещать и обновлять портфолио на профессиональных сайтах по вашей специализации.
  • Сайты фриланса, особенно на первом этапе помогут найти клиентов. Нравиться заказ - берите, пусть и за небольшую плату. Будет проект в портфолио и потенциально повторный заказ уже за большую плату.
  • Участие в конкурсах или выставках. . Хороший способ попрактиковаться и привлечь к себе внимание. Если даже вас не выбрали, работу можно разместить к себе в портфолио и это привлечет других клиентов. В случае победы это будет еще один весомый вклад в ваш личный бренд.
  • Держать активными резюме на сайтах поиска работы. Резюме должно быть полным с указанием только удаленной работы.
  • Можно разослать свое предложение о сотрудничестве в компании с которыми вам было бы интересно работать.
  • Регулярно вести социальные сети, блог или канал или все вместе. Продвигать себя и набирать аудиторию.
  • Создать свой сайт. Рекламировать его, продвигать, использовать СЕО, контекстную рекламу и другие способы привлечения полезного трафика на сайт.
  • Писать статьи и интервью. Через них вы сможете показать свой профессионализм и привлечь новых клиентов.
  • Агенты и агентства. Это может подойти иллюстратором или художником, а так же и другим творческим специальностям. Стоит попробовать предложить свои услуги не напрямую, а через агентства, которые обычно имеют свою клиентскую базу.
  • Рассылки. Если вы уже набрали клиентов и работаете с ними, то не забывайте напомнить о себе и делайте периодические рассылки по своей базе. Велика вероятность, что ваш старый клиент обратился к вам еще раз.
  • Визитки и личное промо. Не забываем и о традиционных способах самопродвижения. Можно посетить профессиональное мероприятие, познакомится и раздать визитки. Обязательно с ссылкой на портфолио!

Как итог, продвижения не бывает много, делаем все на что хватает сил. Пусть клиентов будет много, а выбрать из них лучших для себя уже не проблема.

Общение с клиентами.


Важно поддерживать связь с клиентами. Не пропадать во время работы над проектом. Быть всегда на связи. Покажите, что вы доступны для общения в рабочее время, а во время отдыха нет. Определите комфортные для себя рамки общения с клиентами и следуйте им.


По мере формирование своей клиентской базы, важно не забывать своих клиентов. Периодически напоминайте о своей работе. Демонстрируйте свою активность, новые работы в портфолио или просто поздравьте с праздником. Про вас не забудут.

Используйте все удобные способы связи: телефон, почта, мессенджеры, и такой древний и забытый способ как личные встречи (наиболее эффективный контакт - это личный).

Планирование.


Что же придется планировать если вы все еще хотите создать личный бренд?


  • Рабочее время. Выберете время когда вы будите работать, теперь начальник это вы, поэтому опаздывать нельзя никак.
  • Время отдыха. Как ни странно, но это тоже теперь нужно запланировать, иначе работа может стать бесконечной и это плохо кончится для вашего здоровью (проверял на себе). Рекомендую придерживаться стандартной рабочей недели. Два выходных в неделю и не работать вечером и ночью. Клиенты захотят быть с вами на связи именно днем, в активные рабочие часы, и будут ждать активности от вас.
  • Разделить работу и организационные вопросы. Выделите время на работу, на переписку, на поиски клиентов, на написание постов в соцсетях и так далее.
  • Важно организовать удобное и постоянное место работы. Не стоит работать «на коленке» или в кафе. Чтобы работать эффективно, важно чтобы вас не отвлекали.
  • Не забываем про семью, друзей, хобби. Запланирует и это время тоже. Это поможет отвлечься от работы, отдохнуть и восстановиться эмоционально, чтобы дальше работать эффективно.

Рабочий день.


Важно в течении рабочего дня определить для себя активное время и время для отдыха. Не забыть про обед и перерывы на кофе / чай. А так же вовремя выключить компьютер в конце рабочего дня, чтобы успеть отдохнуть и восстановиться к следующему. Работая на себя, возникает желание поработать еще немного или успеть срочное, но иногда это лучше перенести на завтра.

Финансы.


Работая на себя, важно не забывать про финансовую часть вашего бренда. Если вы не будите зарабатывать, то и личный бренд построить не получится.

Не сразу, но довольно скоро вам потребуется зарегистрировать себя как ИП (Индивидуальный предприниматель), разобраться с уплатой налогов и других отчислений. Регистрировать ИП сейчас не сложно, но это важно. Все крупные компании с хорошими бюджетами первым делом поинтересуются есть ли у вас ИП. Никто не хочет платить наличными или частными переводами. Важно не просто сделать работу, но и официально оформить её. Стоит узнать больше о том как регистрировать ИП или обратиться в фирмы, которые помогут вам в этом.


На проем этапе, работая с клиентом по небольшим заказам, возможно вы сможете рассчитаться наличными или переводом.

На втором этапе клиент может самостоятельно оформить вас на разовую работу, но это мало кто любит делать, работодателю это не выгодно.

Рано или поздно вы придете к тому, что потребуется открыть свое ИП и самостоятельно заняться своим финансами и налогами.


Не стоит бояться этого шага. Это сильно расширит список компаний с которыми вы сможете работать.

Развитие.


Уйдя на фриланс, мы в какой-то степени изолируем себя. Меньше общаемся с коллегами в своей профессиональной области. Важно оставаться в курсе трендов, технологий и профессионально развиваться. Многие компании отправляют своих работников на курсы или стажировки, но теперь вы должны делать это самостоятельно.


  • Посещайте профильные сайты.
  • Подпишитесь на новости из вашей сферы деятельности.
  • Посещайте сайты студий и других фрилансеров.
  • Регулярно просматривайте чужие портфолио и сравнивайте со своими работами.
  • Профессиональная литература, книги о дизайне, моде, архитектуре.
  • Не забываем про мастер классы, семинары и лекции.

Итог.

Как создать личный бренд дизайнеру и как стать востребованным?


  • Создать и поддерживать портфолио.
  • Всегда быть в поиске клиентов.
  • Прямое общение с клиентами.
  • Планировать свою работу и отдых.
  • Организовать ИП и контролировать финансы.
  • Постоянно развиваться и улучшать навыки.

Спасибо, что читали.

Успехов в делах и вдохновения в творчестве!

Made on
Tilda